Амфора Мастера Дария. Повторные реставрации.

Апулийская амфора работы Мастера Дария АВ 3207 находится в хранении Отдела Искусства и Археологии Античного Мира нашего Музея, хранитель Л.И. Акимова.

Работа по реставрации апулийской амфоры растянулась более чем на 10 лет и проходила в три этапа, в 2004-2005гг., затем в 2010г. и, наконец, в 2014-2015 годах.

(Ф. 01 , 02 , 03 ) Ваза дошла до нас в очень плохом виде. Она состояла из большого количества фрагментов, многие из которых имели значительные повреждения. Мы условно разделили повреждения на два типа. Первый тип относим к повреждениям военного времени, а второй - к следам предыдущей антикварной реставрации.

(Ф. 04) Воздействие огня и других повреждающих факторов в период Второй Мировой войны, привели к тому, что на некоторых фрагментах керамика и красный лак сильно потемнели, кое-где поверхность черепков была усеяна черными брызгами. (Ф. 05) Ряд черепков подвергся воздействию столь высоких температур, что черный лак изменил свой цвет на темно-бордовый. (Ф. 06) Кое-где на его поверхности образовались локальные стекловидные наросты. На внутренней поверхности черепков тулова вазы видны «сросшиеся» с поверхностью плотные темные корки.

(Ф. 07) Края многих фрагментов были стесаны по толщине или сильно обточены. На некоторых черепках были видны параллельные бороздки от обрабатывающего инструмента. (Ф. 08) В местах соединения черепков, на поверхности красных фигур, были видны коричневатые следы реставрационной заделки швов, прочно сцепленные с поверхностью вазы. На внутренней стороне фрагментов тулова лежали рыхлые наслоения белого цвета. Все перечисленные повреждения второго типа дали нам основание предположить возможность итальянской антикварной реставрации 19в., так как именно для нее характерны такие методы работы. Возможно, прежде там были и другие следы ранних реставраций, но, к сожалению, информация об этом до нас не дошла.

(Ф. 09) К счастью, местами сохранилась авторская роспись накладными красками (желтой по белому) по черному лаку, хотя и была сильно потерта. (Ф. 10) Уцелела частично и пурпурная краска на поверхности фрагмента с колесницей Лая.

Первая известная реставрация, начатая в нашем музее, проводилась в 2004-2005 гг. реставратором Ириной Макаровой. Судя по результату, который мы увидели, была проведена частичная очистка и первоначальная склейка – подбор фрагментов амфоры.

В 2010 году амфора была передана для реставрации в ВХНРЦ им. ак. Грабаря, где мы вместе с реставратором Ириной Борисовной Сивовой продолжили работу по восстановлению памятника.

Мы тогда насчитали более 130 фрагментов составляющих тулово и горловину с ручками, а основание ножки состояло из 14 фрагментов.

(Ф. 11) Предыдущую предварительную склейку пришлось «расшить» из-за ее неровности и непрочности, а так же необходимости полной очистки поверхности. Кроме того, к этому времени хранителем были найдены дополнительные части тулова, которые нужно было вклеить.

Все имеющиеся фрагменты были очищены при помощи дистиллированной воды и этилового спирта. Термоочистка амфоры от копоти и темных брызг не проводилась из-за отсутствия серьезных предреставрационных физико-химических исследований. Мы не могли уверенно сказать, что сохраним при воздействии высоких температур авторские накладные краски. Да и методика этого, довольно жесткого, воздействия не была тогда отработана и не применялась в ВХНРЦ.

(Ф. 12, 12а ) Работу осложняло то, что многие фрагменты были существенно подпилены во время антикварной реставрации и из-за этого плохо стыковались. Это снижало прочность склейки и затрудняло возможность восстановления изначальной формы вазы. Восстановить форму крупного сферического сосуда, разбитого на множество фрагментов, задача сложная сама по себе. Обычно при склеивании частей постепенно нарастает количество неточностей, что приводит к перекосам формы и появлению «ступенек» между фрагментами. Антикварные реставраторы в 19 веке эту проблему решали подпиливанием плохо встающих на место черепков. Мы же пожинали плоды такого обращения с вазой. Иногда приходилось переклеивать блоки фрагментов по нескольку раз, чтобы свести перепады между ними к минимуму.

Недостающие части вазы мы восполнили гипсополимером, тонированным в массе. Цвет доделочного гипса подбирали добавлением сухих пигментов так, чтобы он соответствовал цвету керамического черепка амфоры.

(Ф. 13 , Ф. 14 ) В результате мы собрали в единое целое большую часть вазы, за исключением отсутствующих венчика и ножки, но у нас не было полного удовлетворения. Дело в том, что по правилам научной реставрации, мы не имеем права додумывать форму предмета, если она не задана какими-то его фрагментами или точными аналогиями. Поэтому, форму амфоры восполнили по крайним точкам собранной части, что было методически правильно, но значительно искажало изящные пропорции сосуда.

Правда, у нас был шанс, что в процессе дальнейшей работы с фондом перемещенных ценностей еще отыщутся авторские фрагменты, принадлежащие амфоре.

Так и произошло. Описываемый этап реставрации был проведен нами ВХНРЦ им. ак. И.Э.Грабаря в 2010г., а через некоторое время после этого хранителем фонда, Акимовой Л.И. и научным сотрудником отдела Калиничевым Д.А. было найдено значительное количество фрагментов, формирующих отсутствующие ножку и венчик вазы, а так же дополняющие ее роспись на тулове.

В тот момент не было возможность продолжить реставрацию. Вновь найденные фрагменты были подобраны и лежали в ожидании своего времени.

В начале, 2014 г. музей получил запрос на публикацию изображения амфоры в каталоге Больших Апулианских Ваз из Челье.

Это многолетний проект, проводимый Берлинским античным собранием совместно с Музеем и институтом реставрации Поля Гетти. Он касался изучения, реставрации и описания сюжетов 13-ти Южноиталийских ваз, принадлежавших ранее коллекции барона фон Коллера. В 1828г. , проданной после его смерти Королевскому Музею Берлина итальянским антикваром и реставратором Рафаэлло Гарджуло.

Первые результаты исследований западных коллег показали, что сосуды реставрировались Гарджуло: на них присутствовали добавления и перезаписи поверх подлинных росписей. Поэтому, в процессе работы с коллекцией, большое внимание они уделяли изучению и работе с материалами антикварной реставрации.

Для полноты издания зарубежные коллеги попросили предоставить для каталога фотографии и статью об Амфоре Мастера Дария, являющейся одной из ваз коллекции барона фон Коллера.

( Ф.15 ) Замечу в скобках, что в июле 1916 года в Античных музеях Берлина открылась экспозиция, состоящая из вновь отреставрированных ваз собрания барона фон Коллера, сопровождаемая документальным рассказом об антикварной реставрации мастерских Рафаэлло Гарджуло.

Этот масштабный международный проект положил начало следующему, последнему на сегодняшний день, третьему этапу реставрации, который мы опять проводили совместно с реставратором ВХНРЦ им. ак. И.Э.Грабаря И.Б. Сивовой.

(Ф. 16 , Ф. 17 ) К этому моменту были найдены дополнительные фрагменты тулова и подобраны целиком ножка и венчик, всего 82 фрагмента.

(Ф. 18) Каждая последующая реставрация, как правило, сложнее предыдущей. А сейчас нам, чтобы вставить все найденные фрагменты, пришлось не только удалить большие куски гипсовых доделок в нижней и верхней части, но и частично расклеить само тулово вазы.

(Ф. 19 , Ф. 20 ) Большой проблемой было вставить по месту вновь найденные фрагменты тулова с росписью.

(Ф. 21 , 21а , 21б , 22 , 23 , 23а ) Мы находили место для каждого фрагмента и затем, в каждом отдельном случае, решали, каким образом их вмонтировать. К счастью, нам удалось это сделать во всех случаях.

(Ф. 24 , 25 ) Учитывая большие размеры, высоту и вес амфоры, ее фрагментированность, мы укрепили вазу по внутренней поверхности, продублировав нижнюю часть тулова и основание ножки с внутренней стороны сеткой и пересекающимися полосами миколентной бумаги.

Для облегчения процесса сборки вазы и ее большей устойчивости, наш реставратор по металлу М.Г. Тулубенский специально сконструировал внутреннюю опору, состоящую из массивного основания с закрепленной в нем вертикальной осью. В дальнейшем эта конструкция дала возможность работать с амфорой в условиях повышенной нагрузки, например при проведении 3D фотосъемки.

Перед началом третьего этапа работы совместно с сотрудниками отдела физико -химических исследований ВХНРЦ им. ак. И.Э. Грабаря Мазиной А.Я. и Соколовым С.В. было проведено исследование авторских материалов амфоры и трудноудаляемых наслоений военного времени.

(Ф. 26 , 29 ) В результате длительной работы многих людей, нам удалось полностью собрать эту уникальную амфору. Теперь наш Музей обрел новый экспонат, а в международный каталог вошло изображение полностью восстановленной амфоры и статья, описывающая и искусствоведческую и реставрационную работу над ней.

Фрагмент амфоры
Ф. 01
Фрагмент амфоры
Ф. 02
Фрагмент амфоры
Ф. 03
Фрагмент амфоры
Ф. 04
Фрагмент амфоры
Ф. 05