Реставраторы, работавшие в музее с 1920-х годов

Кнорре Николай Евгеньевич
Годы жизни 1929 - 30.07.2017
1956–1994
Должность Художник-реставратор графических произведений высшей квалификации

Искусствовед, реставратор, художник, музейный работник. В 1953 году окончил МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности искусствовед. В этом же году был принят на работу в ГМИИ. Интерес к реставрации привел его в Третьяковскую галерею, где Николай Евгеньевич с 1955 по 1956 год учился технике реставрации живописи. В 1956 вернулся в ГМИИ, работал художником-оформителем и одновременно изучал реставрацию графических произведений под руководством Е.А. Нечаевой и Н.М. Кнорре. Образованность, эрудиция и великолепные художественные данные позволили ему в короткое время достичь высокого мастерства во всех видах реставрации. С 1976 по 1994 Н.Е. Кнорре заведовал отделом музейной научной реставрации. Именно при нем в 1978 году был создан реставрационный совет музея и написано положение о нем. Его работа в реставрации всегда отличалась научным подходом. Николай Евгеньевич тщательно изучал каждый объект перед реставрацией, чтобы правильно наметить необходимые процессы реставрации. Он подходил к работе с особым тактом и тонким художественным чутьем. Относясь к себе с большой строгостью, он требовал от своих коллег и подчиненных сохранения после реставрации ощущения живого произведения, будь то рисунок, гравюра или картина. Он изучил технику старых мастеров в рисунке и часто помогал научным сотрудникам с атрибуцией произведений искусства. В 1972 году в Музее была открыта выставка «Произведения графики, восстановленные реставратором Н.Е. Кнорре». Она получила широкий отклик в прессе. Будучи заведующим реставрационной мастерской Николай Евгеньевич организовал необычайно интересную научную конференцию, посвященную реставрационной работе. Многие реставраторы музея выступили с докладами. Сам Н.Е. Кнорре очень хорошо писал и его научная работа была не менее интересной, чем реставрационная. Человек широких интересов, Николай Евгеньевич имел особую страсть к строительству игрушечных железных дорог и создал невероятные композиции из дорог, поездов, машин и окружающего их ландшафта. Реставрировал: «Портрет художника Фёдора Петровича Толстого» А.И. Петцольда; «Геркулес Фарнезский» Д.Б. Франко; «Девушка с виолой» Джузеппе Чезари; «Мария у подножия распятия» Таддео Цуккаро; «Танец нимф» неизвестного итальянского мастера; «Портрет офицера» В.И. Шухаева; «Мир с Турцией»; «Книга "Руно орошенное"». В 1980-е – член реставрационного совета ВНИИР.
Аттестация – художник-реставратор графических произведений высшей квалификации (1970, 1977).

Литература: Отечественная реставрация в именах 1918–1991 гг.: Биобиблиографический справочник. / Авт.-сост. О.Л. Фирсова, Л.В. Шестопалова. М.: Индрик, 2010. Вып. 1.

Архивы: ОР ГМИИ. Ф. 5, оп. 4, д. 303.

Выполненные работы