Реставраторы, работавшие в музее с 1920-х годов

Чураков Степан Сергеевич
Годы жизни 1909–1985
Годы работы в отделе 1926–1978, c перерывами
Должность Художник-реставратор станковой масляной живописи высшей квалификации

Аттестованный реставратор станковой и монументальной масляной живописи, художник, скульптор. Наряду с П.Д. и А.Д. Кориными, И.Э. Грабарем, В.Н. Яковлевым, Н.И. Плехановым Чураков – один из выдающихся представителей московской школы реставрации XX века. Родился в семье художника и скульптора-анималиста С.М. Чуракова, у него учился рисунку и скульптуре. Учился в Московском кустарно-промышленном училище им. М.И.Калинина (1925–1926) на факультете скульптуры у В.И. Мухиной. Живописи учился у П.Д. Корина и М.В. Нестерова. С 1926 – ученик П.Д. Корина в реставрационной мастерской ГМИИ. Под его руководством в 1929–1939 годах работал реставратором в ГМИИ. Первая картина, которую реставрировал Чураков, – полотно Якоба Йорданса «Сатир в гостях у крестьянина». С 1931 по 1932 под руководством В.Н. Яковлева укреплял, расчищал и частично дублировал картины из упраздненного Румянцевского музея: Рембрандт «Христос», Тициан «Се человек», Карло Дольчи «Иоанн евангелист». До 1941 года Чураков реставрировал картины Лукаса Кранаха Старшего, Боттичелли, Петера Паувела Рубенса, Никола Пуссена, Гюстава Курбе, Камиля Коро. Среди восстановленных полотен – «Портрет старушки» Харменса ван Рейн Рембрандта, «Архитектурная фантазия с двориком» Франческо Гварди, «Мадонна с Младенцем» Пьетро Перуджино. Работал также Чураков и в реставрации монументальной живописи, участвуя в восстановлении стенных росписей и плафонов в Музее революции, в Музее-усадьбе «Архангельское», Малом театре, в снятии масляных записей в Успенском соборе и Княгинином монастыре во Владимире (1940). В 1939–1941 работал реставратором в музее-усадьбе «Архангельское», в ГТГ, в Музее революции. Особые страницы его биографии связаны с деятельностью в годы Великой Отечественной войны. В начале войны Чураков вместе со своими братом и сестрой (С.С. и Е.С. Чураковы) и с П.Д. Кориным участвовал в восстановлении фойе и плафона Большого театра, пострадавшего от авиабомбы. С 1942 выполнял ответственное задание по эвакуации и сохранению ценностей московских музеев. Чураков выполнил уникальную по сложности реставрацию полотна Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», картины Франса Хальса «Святой Лука». Участвовал в работах по реставрации «Севастопольской панорамы» (1943–1944), «Бородинской панорамы», картин, пострадавших от землетрясения в Ашхабаде (1948), монументальных росписей в различных архитектурных памятниках. С сентября 1945 был зачислен в штат отдела новой живописи ГЦХРМ. В мае 1945 был командирован в Германию, где участвовал в поисках и спасении, а также реставрации картин Дрезденской галереи, а затем музеев Лейпцига и Берлина. С 1948 по 1959 – заведовал отделом масляной живописи мастерских. Формируя после войны отдел масляной живописи ГЦХРМ, Чураков прежде всего организовал для молодых сотрудников курсы рисунка и живописи, готовил новое поколение квалифицированных специалистов-реставраторов для музеев страны. Чураков был одним из организаторов двухгодичных курсов реставраторов при ГЦХРМ (1955–1957). Осуществлял руководство и принимал непосредственное участие в реставрации целого ряда выдающихся произведений масляной живописи. В 1947–1960-х вместе с А.А. Фёдоровым, Н.И. Плехановым и С.Я. Бабкиным участвовал в уникальной реставрации (снятие со стены и дублирование на холст) росписи М.А. Врубеля «Надгробный плач» из Кирилловской церкви в Киеве, в 1956 была проведена реставрация картин из так называемого «спецфонда» – памятников, перемещенных из Германии после войны. В 1959 вернулся в ГМИИ, в мастерскую реставрации живописи, которую он возглавлял после П.Д. Корина до 1978 года. Наряду со своей основной деятельностью Чураков вел большую общественную работу: был членом многих комиссий МК СССР, председателем реставрационных советов. В 1960–1970-е годы ни одна ответственная реставрация в стране не проходила без его участия: «Юдифь» Джорджоне в Эрмитаже, «Иван Грозный убивает своего сына» И.Е. Репина в ГТГ, настенная живопись в соборах Троице-Сергиевой лавры, памятники в Грузии, Армении, Средней Азии. Работы Чуракова – художника и скульптора представлены в ГТГ, в художественных музеях Твери, Ульяновска, Красноярска, Севастополя. В 1974 году он был удостоен звания Заслуженный художник РСФСР. Награжден в 1962-м орденом ГДР «За заслуги перед Отечеством» второй степени, званием почетного гражданина г. Дрездена в 1963 году.
Аттестация – художник-реставратор станковой масляной живописи высшей квалификации (1955, 1976).

Литература: Отечественная реставрация в именах 1918–1991 гг.: Биобиблиографический справочник. / Авт.-сост. О.Л. Фирсова, Л.В. Шестопалова. М.: Индрик, 2010. Вып. 1.

Архивы: ОР ГМИИ. Ф. 5, оп. 4, д. 42.

Выполненные работы