Реставраторы, работавшие в музее с 1920-х годов

Богословский Дмитрий Федорович
Годы жизни 1870–1939
Годы работы в отделе 1930-е гг.
Должность Художник-реставратор станковой масляной живописи

Выдающийся художник-реставратор станковой масляной живописи, исследователь, организатор реставрационного дела. Окончил Саратовскую духовную семинарию, Императорскую Академию художеств (1902). Ученик И.Е. Репина. В 1904–1910 – реставратор в музее Императорской Академии художеств. В 1911 направлен в Мюнхен для изучения реставрации станковой масляной живописи. Впервые в России применил регенерацию лака парами спирта по методу Макса фон Петтенкофера. На Всероссийском съезде художников (1911–1912) выступил против применения суррогатов в красках при реставрации. Работал в Русском Музее Императора Александра III, Эрмитаже (с 1912), в ГТГ, куда был приглашен И.Э. Грабарем для обследования состояния картин и реставрации. В 1919 И.Э. Грабарь пригласил Богословского для организации мастерской по реставрации памятников новой живописи в составе Музейного отдела Наркомпроса РСФСР. Наряду с реставрацией картин для Национального музейного фонда Богословский выполнил ряд работ для московских музеев: реставрировал картины в ГТГ, где работал по договору, исследовал фаюмские портреты в Музее изящных искусств, участвовал в реставрации плафонов начала XIX века в зданиях Московского университета и Английского клуба. В 1919–1934 Богословский руководил мастерской (секцией) реставрации памятников новой русской и западноевропейской живописи в реставрационном отделе Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников, затем, с 1922 – в ЦРМ-ЦГРМ. С 1921 работал также в ГИМ, где стал одним из организаторов реставрационного дела в музее. С 1929 по 1934 – зав. реставрационными мастерскими ГИМ. Богословский разработал метод раскрытия памятников живописи с помощью расслоения, который использовался также при реставрации древнерусской живописи. За долгие годы работы Богословский участвовал в реставрации огромного числа произведений масляной живописи. В 1924–1928 секция Новой живописи ЦГРМ реставрировала главным образом произведения европейских художников XV–XIX веков. Среди этих работ: «Се человек» XVI века Яна Мостарта, «Триптих» сиенской школы XII века, «Поклонение волхвов» Жака Калло, «Стадо у воды» Николаса Берхема, «Святое семейство» венецианской школы начала XVI века, «Битая дичь» фламандского мастера XVII века Яна Фейта. В 1927 Богословский разработал программу реставрации полотен Харменса ван Рейн Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» и Джанантонио Гварди «Александр Македонский у тела персидского царя Дария». Среди других работ Богословского – полотна Д.Г. Левицкого, О.А. Кипренского, А.Г. Венецианова, Ф.Я. Алексеева, В.Л. Боровиковского, А.К. Саврасова, Ф.С. Рокотова и многих других. Участвовал также в многолетней реставрации картин И.Е. Репина «Иван Грозный убивает своего сына», В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». В январе 1934 был арестован как «участник антисоветской группы сотрудников ЦГРМ», приговорен в марте условно к 3 годам ссылки на Север. В ЦГРМ продолжил работу в прежней должности зав. секцией Новой живописи до июня 1934, в ГИМ работал реставратором до 1937 и ушел из музея из-за болезни.

Литература: Отечественная реставрация в именах 1918–1991 гг.: Биобиблиографический справочник. / Авт.-сост. О.Л. Фирсова, Л.В. Шестопалова. М.: Индрик, 2010. Вып. 1.

Архивы: ОР ГМИИ. Ф. 5, оп. 4, д. 64.

Выполненные работы