Реставраторы, работавшие в музее с 1920-х годов

Александровский Михаил Александрович
Годы жизни 1893–1985
Годы работы в отделе 1933–1978
Должность Художник-реставратор произведений прикладного искусства и скульптуры высшей квалификации

Аттестованный реставратор скульптуры и памятников декоративно-прикладного искусства. Окончил гимназию, 1 курс физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета, 3 курса Иваново-Вознесенского политехнического института (1922). В 1915–1918 работал в частном музее иваново-вознесенского мецената И.П. Бурылина. В 1919–1933 – техник-чертежник в различных учреждениях. В 1933 работал художником-реставратором в ГИМ. В 1933–1944 – реставратор скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства в ГМИИ. С 1934 совмещал работу в музее с деятельностью в физико-химической лаборатории ГТГ, участвуя вместе с С.А. Тороповым в разработке материалов для реставрации настенной живописи (их совместное предложение – цементно-пемзовая масса для заливки пустот и обмазки штукатурки преимущественно в сырых местах зданий (1936)). В 1936 Комитет Музейного отдела Наркомпроса утвердил Александровского в звании «старший научный работник-реставратор». В 1937 по договору с ГТГ участвовал в экспедиции Ю.А. Олсуфьева в Старую Ладогу, где определял состояние фресок Георгиевской церкви на предмет выделения солей. В ГМИИ Александровский проработал до 1978 (с 1938 – старший реставратор, в 1950–1960-х – зав. отделом реставрации музея). Он реставрировал скульптуру и предметы прикладного искусства из различных материалов: мрамор, бронза, керамика. Имел опыт реставрации специальных техник: мумии, чехлы и саркофаги от мумий, папирусы, переднеазиатские клинописные глиняные таблички. По отзыву Д.Ф. Богословского, «химический уклон в его образовании дает ему возможность легко разбираться в методах и приемах реставрации музейных предметов, чрезвычайно разнообразных по материалу». Научно-исследовательская работа в музее заключалась в разработке для реставрационных работ новых растворителей и рецептур связующих, клеев. Во время Великой Отечественной войны сопровождал экспонаты музея в Новосибирск, где до 1944 наблюдал за их сохранностью. В эвакуации отреставрировал вместе с Е.А. Болотниковой около тысячи экспонатов. В 1945–1955 принимал участие вместе с Н.И. Трофимовым и М.А. Петровой в консервации скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства, вывезенных из Германии. В 1946–1962 работал в ГЦХРМ (в 1948–1957 возглавлял отдел реставрации скульптуры и декоративно-прикладного искусства, с 1957 по 1962 – отдел реставрации произведений прикладного искусства), продолжая работать с экспонатами ГМИИ. Реставрировал большое количество уникальных памятников, в том числе древнеегипетского и античного искусства, скульптур XVIII–XIX веков (урартский карас VII века до н. э., ритон V века до н. э., фарфоровую группу «Александр Невский» работы скульптора С.М. Орлова, выполнял полевую консервацию остеологического материала). Александровский – один из авторов изданного в 1960 году ГЦХРМ методического пособия «Укрепление и реставрация памятников из известняка». Один из руководителей Реставрационных курсов при ГЦХРМ (1955–1957). Александровский многие годы возглавлял секцию скульптуры и прикладного искусства в Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры СССР. Был членом реставрационных советов ГМИИ, ГИМ, ГТГ, ГЦХРМ, ВЦНИАКР, Оружейной палаты, с 1945 – член МОССХ. Заслуженный работник культуры РСФСР.
Аттестация – художник-реставратор произведений прикладного искусства и скульптуры высшей квалификации (1961).

Литература: Отечественная реставрация в именах 1918–1991 гг.: Биобиблиографический справочник. / Авт.-сост. О.Л. Фирсова, Л.В. Шестопалова. М.: Индрик, 2010. Вып. 1.
Архивы: ОР ГМИИ. ф. 5, оп. 4, д. 23.

Выполненные работы