Неизвестный последователь Микеланджело, Снятие с креста

Автор Неизвестный последователь Микеланджело
Название Снятие с креста, рельеф
Материал воск, дерево
Размеры 64х58 см
Мастерская Мастерская реставрации предметов прикладного искусства
Увеличить

 

Снабженный до наивности фальшивой подписью Микеланджело («M.o. Buonа. ti. 1495»), этот восковой рельеф, изображающий сцену «Снятия с Креста», поступил в коллекцию музеев Берлина из Кунсткамеры – старого собрания Бранденбургских курфюрстов, восходящего к XVII столетию Не рассматривая всерьез версию о принадлежности рельефа руке великого скульптора, ряд немецких исследователей в первой половине XX в. пытались отыскать возможного автора в числе учеников и последователей Микеланджело. Статьи Ульриха Миддельдорфа и Вернера Грамберга соотносили восковой рельеф с мраморной композицией на тот же сюжет из собрания Ватикана, в которой, в свою очередь, тогда стремились видеть руку полулегендарного скульптора Пьерино да Винчи (1530-1553), племянника Леонардо. Его творчество и по сей день не может быть реконструировано с достаточной долей уверенности, а атрибуции носят характер гипотетических.

Высказывались также версии о возможной связи рельефа с творчеством Винченцо де Росси (1525-1587) и Джованни-Анжело Монторсоли (1507-1563), флорентийских скульпторов эпохи маньеризма. Эти гипотезы, противоречащие невысокому художественному и техническому уровням, на котором исполнено произведение, следует признать столь же безосновательными.